Почему паркур — это не про агрессию
Люди, далёкие от паркура, чаще всего описывают трейсеров так: маргинальные агрессивные подростки, которые разрушают городскую среду, подвергают опасности себя и окружающих и подают плохой пример детям. Попробуем разобраться, что из этого правда, а что миф.
Начнём с того, что такое агрессия. Большой психологический словарь подсказывает нам, что агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Большинство пунктов точно проходят мимо — трейсеры ни на кого не нападают и не приносят ущерба. А вот про психологический дискомфорт более-менее понятно — например, смотреть на то, что делают паркур-атлеты вживую, или даже на видео на YouTube, может быть страшно. Впрочем, как и на то, что делают дельтапланеристы, например. Или сноубордисты. Или скалолазы. Или любые другие представители экстремального спорта.
Так чем же отличается паркур и почему он так сильно пугает? Есть мнение, что большое количество профессионального инвентаря как будто снимает страхи аудитории, и экстремальный спорт кажется более элитарным и в принципе не таким экстремальным. У паркур-атлета нет никакого снаряжения, его единственное оружие — собственное тело, он кажется совершенно беззащитным, и это вызывает страх.
Тем временем, американская некоммерческая организация «Институт страховой информации» составила рейтинг спортивных дисциплин за 2021 год, в которых спортсмены в США получили наибольшее количество травм, и первое место в этом списке занял велоспорт — 125 случаев травм на 100 тысяч человек. На втором месте оказался баскетбол. Кто в детстве не катался на велосипеде и не играл в баскетбол на школьной площадке? Вряд ли чья-то мама срочно забирала ребёнка со двора, ругая, что он связался с опасной компанией, если он решил погонять в мяч или покататься на велосипеде.
Тут, конечно, нужно сразу оговориться — в данном рейтинге не учитывались боевые искусства и экстремальные виды спорта, в том числе паркур. Мы привели этот пример чтобы показать, что любой спорт может быть травмоопасным, даже тот, который кажется самым безобидным. Но значит ли это, что спортом не стоит заниматься вообще?
Ещё немного про рейтинги. Если говорить конкретно про экстрим, больше всего рискуют дельтапланеристы, мотогонщики и автогонщики, хотя у этих ребят со снаряжением обычно всё в порядке. В списке экстремальных видов спорта, к которым его часто приписывают (хотя сами трейсеры его таковым не считают), паркур уступает большинству — он гораздо безопаснее того же бейсджампинга и даже дайвинга. Бокс, регби и верховая езда травмоопаснее, чем паркур, однако наверняка большинство родителей предпочли бы их как увлечение для своих детей, нежели «беготню спортивного типа по улицам».
Большинство пунктов точно проходят мимо — трейсеры ни на кого не нападают и не приносят ущерба. А вот про психологический дискомфорт более-менее понятно — например, смотреть на то, что делают паркур-атлеты вживую, или даже на видео на YouTube, может быть страшно. Впрочем, как и на то, что делают дельтапланеристы, например. Или сноубордисты. Или скалолазы. Или любые другие представители экстремального спорта.
Так чем же отличается паркур и почему он так сильно пугает? Есть мнение, что большое количество профессионального инвентаря как будто снимает страхи аудитории, и экстремальный спорт кажется более элитарным и в принципе не таким экстремальным. У паркур-атлета нет никакого снаряжения, его единственное оружие — собственное тело, он кажется совершенно беззащитным, и это вызывает страх.
Тем временем, американская некоммерческая организация «Институт страховой информации» составила рейтинг спортивных дисциплин за 2021 год, в которых спортсмены в США получили наибольшее количество травм, и первое место в этом списке занял велоспорт — 125 случаев травм на 100 тысяч человек. На втором месте оказался баскетбол. Кто в детстве не катался на велосипеде и не играл в баскетбол на школьной площадке? Вряд ли чья-то мама срочно забирала ребёнка со двора, ругая, что он связался с опасной компанией, если он решил погонять в мяч или покататься на велосипеде.
Тут, конечно, нужно сразу оговориться — в данном рейтинге не учитывались боевые искусства и экстремальные виды спорта, в том числе паркур. Мы привели этот пример чтобы показать, что любой спорт может быть травмоопасным, даже тот, который кажется самым безобидным. Но значит ли это, что спортом не стоит заниматься вообще?
Ещё немного про рейтинги. Если говорить конкретно про экстрим, больше всего рискуют дельтапланеристы, мотогонщики и автогонщики, хотя у этих ребят со снаряжением обычно всё в порядке. В списке экстремальных видов спорта, к которым его часто приписывают (хотя сами трейсеры его таковым не считают), паркур уступает большинству — он гораздо безопаснее того же бейсджампинга и даже дайвинга. Бокс, регби и верховая езда травмоопаснее, чем паркур, однако наверняка большинство родителей предпочли бы их как увлечение для своих детей, нежели «беготню спортивного типа по улицам».
Но вернёмся к агрессии. Так уж вышло, что паркур совершенно не элитарен. Трейсер обычно одет просто в удобную одежду и кроссовки, ему не нужно абсолютно никакого оборудования чтобы начать тренироваться. Это одна из причин, почему паркур в своё время обрёл популярность в не самых обеспеченных районах и у не самых избалованных детей. Сейчас, разумеется, картина постепенно меняется, по всей стране открываются профессиональные залы, паркуром занимаются дети под присмотром опытных тренеров, существуют разные соревнования и фестивали, в том числе финансируемые государственными организациями. Но вот тот изначальный образ трейсера как маргинального подростка с плохого района, прыгающего по крышам и пугающего местных бабушек, никак не хочет стираться из памяти у общественности.
Похожая ситуация в своё время обстояла со скейтбордингом. Журнал Huckmag опубликовал статью «Может ли скейтбординг спасти ваш город», в которой подробно рассказывается о том, как скейтеры (тоже раньше считавшиеся маргинальной субкультурой) постепенно вытесняли с интересующих их архитектурных точек городов наркоторговцев и бездомных. Они просто приходили в места, которые были удобными для катания и которыми никто не занимался, постепенно очищая их от по-настоящему преступной деятельности. И если 30 лет назад скейтеры раздражали консервативное общество настолько, что люди беззастенчиво подставляли им подножки, чтобы те падали, и гнали их с более благоприятных районов города, то сегодня скейтбординг — олимпийский вид спорта, который приносит глобальной индустрии 5 миллиардов долларов в год. И никто сейчас не ассоциирует скейтбординг с агрессией или подростками-гопниками.
Паркур идёт по схожему пути и тоже постепенно развивается. Всё чаще в рекламных роликах появляются элементы паркура, каскадёрами на съёмочных площадках в Голливуде становятся паркур-атлеты, про них снимают фильмы и телерепортажи, они становятся амбассадорами крупных брендов, про паркур больше говорят и даже шутят (тут нельзя не вспомнить сериал «Офис»).
Но самое главное заключается, пожалуй, в другом — в философии самого направления. Дело в том, что для настоящего трейсера сами понятия «паркур» и «агрессия» абсолютно несопоставимы. Само собой, за каждого спортсмена мы говорить не можем, но обычно агрессию проявляют не паркур-атлеты, а сами жители города, стараясь вытеснить непривычную им субкультуру, как было когда-то со скейтерами. Но по факту, ни о каком физическом или моральном ущербе окружающим для настоящего трейсера не может идти речи.
Идея паркура состоит не в бессмысленной беготне по стенам, и уж тем более не в запугивании окружающих, а в самосовершенствовании тела и духа. В фокусировке на силе воли, физическом развитии и моральных качествах через взаимодействие с окружающей средой. Проще говоря, в паркуре важно найти препятствие и использовать силу своего тела и вдумчивый подход, чтобы это препятствие преодолеть.
Похожая ситуация в своё время обстояла со скейтбордингом. Журнал Huckmag опубликовал статью «Может ли скейтбординг спасти ваш город», в которой подробно рассказывается о том, как скейтеры (тоже раньше считавшиеся маргинальной субкультурой) постепенно вытесняли с интересующих их архитектурных точек городов наркоторговцев и бездомных. Они просто приходили в места, которые были удобными для катания и которыми никто не занимался, постепенно очищая их от по-настоящему преступной деятельности. И если 30 лет назад скейтеры раздражали консервативное общество настолько, что люди беззастенчиво подставляли им подножки, чтобы те падали, и гнали их с более благоприятных районов города, то сегодня скейтбординг — олимпийский вид спорта, который приносит глобальной индустрии 5 миллиардов долларов в год. И никто сейчас не ассоциирует скейтбординг с агрессией или подростками-гопниками.
Паркур идёт по схожему пути и тоже постепенно развивается. Всё чаще в рекламных роликах появляются элементы паркура, каскадёрами на съёмочных площадках в Голливуде становятся паркур-атлеты, про них снимают фильмы и телерепортажи, они становятся амбассадорами крупных брендов, про паркур больше говорят и даже шутят (тут нельзя не вспомнить сериал «Офис»).
Но самое главное заключается, пожалуй, в другом — в философии самого направления. Дело в том, что для настоящего трейсера сами понятия «паркур» и «агрессия» абсолютно несопоставимы. Само собой, за каждого спортсмена мы говорить не можем, но обычно агрессию проявляют не паркур-атлеты, а сами жители города, стараясь вытеснить непривычную им субкультуру, как было когда-то со скейтерами. Но по факту, ни о каком физическом или моральном ущербе окружающим для настоящего трейсера не может идти речи.
Идея паркура состоит не в бессмысленной беготне по стенам, и уж тем более не в запугивании окружающих, а в самосовершенствовании тела и духа. В фокусировке на силе воли, физическом развитии и моральных качествах через взаимодействие с окружающей средой. Проще говоря, в паркуре важно найти препятствие и использовать силу своего тела и вдумчивый подход, чтобы это препятствие преодолеть.

Для того и нужна была улица. Здесь нет никаких границ, ведь сам город и весь мир вокруг — это тренировочное поле. Именно поэтому паркур стал направлением, готовым принять в себя кого угодно, от профессионального гимнаста, решившего попробовать что-то новое, до запутавшегося подростка, который ищет, чем наполнить свою жизнь.
Да, об истоках паркура забывать не стоит. Многие такие дети не могли или не хотели проводить время в стенах своих домов, и улица спасала их. Паркур давал тот смысл, в котором многие из этих подростков отчаянно нуждались. Но здесь нет места агрессии, а скорее наоборот, паркур — это про уход от агрессии. От агрессивно настроенного общества в мир, где важно не происхождение или успехи родителей, а упорство и желание учиться и преодолевать собственные страхи.
Более того, даже соревнования в паркур-среде появились не так давно, потому что многие трейсеры были против: мол, главный твой соперник — ты сам. Здесь нет экстрима ради экстрима, зато есть попытка стать выносливее, сильнее, расширить свои физические способности и быть готовым преодолеть любое препятствие на своём пути.
Да, об истоках паркура забывать не стоит. Многие такие дети не могли или не хотели проводить время в стенах своих домов, и улица спасала их. Паркур давал тот смысл, в котором многие из этих подростков отчаянно нуждались. Но здесь нет места агрессии, а скорее наоборот, паркур — это про уход от агрессии. От агрессивно настроенного общества в мир, где важно не происхождение или успехи родителей, а упорство и желание учиться и преодолевать собственные страхи.
Более того, даже соревнования в паркур-среде появились не так давно, потому что многие трейсеры были против: мол, главный твой соперник — ты сам. Здесь нет экстрима ради экстрима, зато есть попытка стать выносливее, сильнее, расширить свои физические способности и быть готовым преодолеть любое препятствие на своём пути.

Отдельной строкой стоит сказать про влияние на детей. Трейсеры сегодня — это люди, тренирующиеся десятки часов в неделю. Для упорных тренировок нужно здоровое тело, поэтому они очень часто склонны придерживаться здорового образа жизни, следят за своим питанием, отказываются от курения и алкоголя. Кроме того, многие трейсеры находят своё призвание в работе тренера и обучают юных спортсменов. В России открыты десятки школ паркура, в которых занимаются сотни детей, и сегодня это уже не дети из неблагополучных районов, а ребята, которых родители осознанно отдали в школу паркура, чтобы они развивали тело и дух.
Паркур сегодня — это про упорство, свободу, комьюнити. Многие уличные виды спорта послужили сплочению молодёжи по всему миру, что подчёркивает их социальную значимость, и паркур — не исключение. И хотя культуре паркура придётся преодолеть ещё множество стереотипов, мы верим, что она уже стоит на пути развития и многое изменится в ближайшее время. Возможно, через пять лет паркур станет олимпийским видом спорта, а через двадцать его введут как курс или дисциплину для тренировки полицейских, например. Поживём — увидим!
Автор: медиа КУЛЬТУРА ПАРКУРА
Паркур сегодня — это про упорство, свободу, комьюнити. Многие уличные виды спорта послужили сплочению молодёжи по всему миру, что подчёркивает их социальную значимость, и паркур — не исключение. И хотя культуре паркура придётся преодолеть ещё множество стереотипов, мы верим, что она уже стоит на пути развития и многое изменится в ближайшее время. Возможно, через пять лет паркур станет олимпийским видом спорта, а через двадцать его введут как курс или дисциплину для тренировки полицейских, например. Поживём — увидим!
Автор: медиа КУЛЬТУРА ПАРКУРА