НЕЙРОФИТНЕС И ПАРКУР
Статья от эксперта по физическому развитию и культуре движения и тренера по паркуру Галины Битковой.
Каждый родитель хочет помочь своему ребёнку стать успешным в разных областях. Но как ни крути, всё равно очень многое в будущем успехе завязано на образовании. И конечно удобнее привести ребёнка на занятие, которое будет развивать комплексно.
Нейрофитнес приобрёл популярность среди родителей, потому что он позволяет одним махом решать две задачи — компенсировать дефицит двигательной активности, которым сейчас страдает подавляющее большинство детей, и способствовать когнитивному развитию.
Человек говорит «я занимаюсь фитнесом», и в сознании у нас всплывает либо образ культуриста, либо девушки с гантелями. А когда занимаешься нейрофитнесом, ты уже не просто качаешь мышцы, а будто бы ещё и умнее становишься. Почему так? Как правило, занятия с приставкой «нейро» предполагают движения, где приходится напрячь не только тело, но и мозг. В обычном фитнесе есть упражнение и есть тело, которое это упражнение выполняет, а параллельно можно смотреть кино, болтать по телефону, считать ворон и т. д. На нейротренировке же необходимо не просто выполнить движение, но ещё и реагировать на переменные внешние условия или дополнительные входящие сигналы. Другими словами, мы стремимся воздействовать как на тело, так и на способности нервной системы адаптироваться к внешним условиям.
Чем более адаптивна нервная система, тем лучше наши физические возможности и ниже уровень стресса. И наоборот, если нервная система «знает» ограниченный набор стимулов, к которым она адаптирована, то любой выходящий за эти рамки новый незнакомый сигнал будет воспринят как угроза, с соответствующей реакцией на выходе.
Пример: нервная система «знает», как запустить приседание на стул, потому что тысячу раз это делала. И не знает, что делать с летящим в лоб предметом, поскольку почти никогда с этим не сталкивалась.
Нейрофитнес приобрёл популярность среди родителей, потому что он позволяет одним махом решать две задачи — компенсировать дефицит двигательной активности, которым сейчас страдает подавляющее большинство детей, и способствовать когнитивному развитию.
Человек говорит «я занимаюсь фитнесом», и в сознании у нас всплывает либо образ культуриста, либо девушки с гантелями. А когда занимаешься нейрофитнесом, ты уже не просто качаешь мышцы, а будто бы ещё и умнее становишься. Почему так? Как правило, занятия с приставкой «нейро» предполагают движения, где приходится напрячь не только тело, но и мозг. В обычном фитнесе есть упражнение и есть тело, которое это упражнение выполняет, а параллельно можно смотреть кино, болтать по телефону, считать ворон и т. д. На нейротренировке же необходимо не просто выполнить движение, но ещё и реагировать на переменные внешние условия или дополнительные входящие сигналы. Другими словами, мы стремимся воздействовать как на тело, так и на способности нервной системы адаптироваться к внешним условиям.
Чем более адаптивна нервная система, тем лучше наши физические возможности и ниже уровень стресса. И наоборот, если нервная система «знает» ограниченный набор стимулов, к которым она адаптирована, то любой выходящий за эти рамки новый незнакомый сигнал будет воспринят как угроза, с соответствующей реакцией на выходе.
Пример: нервная система «знает», как запустить приседание на стул, потому что тысячу раз это делала. И не знает, что делать с летящим в лоб предметом, поскольку почти никогда с этим не сталкивалась.

В ответ на угрозу активируется симпатический режим работы нервной системы «бей/беги», или если проще — стресс. В норме симпатический и парасимпатический режимы должны чередоваться, поскольку только в парасимпатическом режиме происходит адекватное восстановление организма. Без этого чередования невозможно эффективное обучение.
Но как быть, если поступает слишком много «угрожающих» сигналов? Нервная система истощается, что мы часто можем наблюдать по поведению, самочувствию и академическим результатам.
Как быть? Тренировать нервную систему. Чем мы и занимаемся на паркуре, пока те, кто с паркуром ещё не знаком, ходят на нейрофитнес.
Наше движение — это прямой результат и даже показатель качества работы нервной системы. Почему? Потому что больше половины нейронов головного мозга обслуживают движение. Поэтому прежде, чем начать развивать интеллектуальные способности, человек должен научиться двигаться. Даже речь — это движение. Без освоения слаженной моторики губ и языка, невозможно произнести ни слова. Нервная система отдаёт телу команды: как двигаться, как реагировать, какие гормоны вырабатывать. В ответ на угрозу (как мы уже выяснили, это всё, что нервной системе «не понятно»), она отдаёт команду «аларм», что внешне может выражаться как боль, ступор, ограничение амплитуды движения, ослабление мышцы и тд.
Для того, чтобы отдать качественную команду, нервной системе нужна максимально точная входящая информация, которую она получает от различных сенсорных систем тела (зрительная, слуховая, вестибулярная и др). И нейротренировки как раз включают в себя разнообразную стимуляцию данных сенсорных систем, поскольку в повседневной жизни мы получаем достаточно скудный и однообразный набор сенсорных стимулов.
А теперь вернёмся к паркуру.
Но как быть, если поступает слишком много «угрожающих» сигналов? Нервная система истощается, что мы часто можем наблюдать по поведению, самочувствию и академическим результатам.
Как быть? Тренировать нервную систему. Чем мы и занимаемся на паркуре, пока те, кто с паркуром ещё не знаком, ходят на нейрофитнес.
Наше движение — это прямой результат и даже показатель качества работы нервной системы. Почему? Потому что больше половины нейронов головного мозга обслуживают движение. Поэтому прежде, чем начать развивать интеллектуальные способности, человек должен научиться двигаться. Даже речь — это движение. Без освоения слаженной моторики губ и языка, невозможно произнести ни слова. Нервная система отдаёт телу команды: как двигаться, как реагировать, какие гормоны вырабатывать. В ответ на угрозу (как мы уже выяснили, это всё, что нервной системе «не понятно»), она отдаёт команду «аларм», что внешне может выражаться как боль, ступор, ограничение амплитуды движения, ослабление мышцы и тд.
Для того, чтобы отдать качественную команду, нервной системе нужна максимально точная входящая информация, которую она получает от различных сенсорных систем тела (зрительная, слуховая, вестибулярная и др). И нейротренировки как раз включают в себя разнообразную стимуляцию данных сенсорных систем, поскольку в повседневной жизни мы получаем достаточно скудный и однообразный набор сенсорных стимулов.
А теперь вернёмся к паркуру.

В паркуре практически нет элементов, которые можно было бы просто взять и сделать машинально. Сначала придётся сильно напрячь мозг, чтобы сообразить, куда и какую ногу ставить, и где при этом должна быть рука — и какая? Тут хочешь-не хочешь, а запомнишь на практике, где право и лево, как что в теле называется и где находится. Развивается навык трёхмерного восприятия пространства, укладываются в голове сравнительные характеристики — что сразу облегчит жизнь, к примеру, на математике.
В паркуре крайне важно воспринимать окружающее пространство зрительно, и не только перед собой, а со всех сторон — это развивает навык периферийного зрения, способность определять расстояния между предметами, своевременно реагировать на угрозы в виде летящего навстречу соседа или перекладины.
В паркуре задействованы все плоскости и оси перемещения, меняется положение тела в пространстве, используются разные скорости движения — всё это развивает вестибулярную систему, которая влияет и на осанку, например.
А по мере привыкания к формату и задачам паркура, для адресного воздействия на нервную систему можно добавлять в тренировку специфические стимулы и задания (работу с ритмом, звуком, реакцией, вниманием, условиями).
В паркуре крайне важно воспринимать окружающее пространство зрительно, и не только перед собой, а со всех сторон — это развивает навык периферийного зрения, способность определять расстояния между предметами, своевременно реагировать на угрозы в виде летящего навстречу соседа или перекладины.
В паркуре задействованы все плоскости и оси перемещения, меняется положение тела в пространстве, используются разные скорости движения — всё это развивает вестибулярную систему, которая влияет и на осанку, например.
А по мере привыкания к формату и задачам паркура, для адресного воздействия на нервную систему можно добавлять в тренировку специфические стимулы и задания (работу с ритмом, звуком, реакцией, вниманием, условиями).

Пирамида обучения Вильямса и Шеленбергера
На картинке — схема созрeвания и развития высшиx псиxичeскиx функций и навыков, гдe мы видим, что всю базу составляет тeло и движeниe. И надо отметить, что паркур задействует около 2/3 от всех кирпичиков данной пирамиды!
Вот и получается, что тренировка по паркуру при грамотном подходе и профессиональном тренере — и есть тот самый модный нейрофитнес.
Автор: Галина Биткова для медиа КУЛЬТУРА ПАРКУРА
Вот и получается, что тренировка по паркуру при грамотном подходе и профессиональном тренере — и есть тот самый модный нейрофитнес.
Автор: Галина Биткова для медиа КУЛЬТУРА ПАРКУРА